Страница:
144 из 199
Это означает собой:
- что каждое данное состояние любого предмета (процесса) определено не только его собственным прошлым, и даже не прошлым всей той действительности (в пределе Вселенной), в границах которой он развивается, но и всем настоящим и всем будущим этой более широкой реальности;
- каждое будущее состояние Вселенной определяется всем ее прошлым, но не опосредованно, через цепь последовательных восхождений к нему во времени, а непосредственно. То есть все прошлое Вселенной существует для нее одновременно в каждый данный момент.
Суммируя, получаем, что на уровне Вселенной каждый данный момент ее развития концентрирует в себе как все прошлое, так и все ее будущее, и определенность этого момента производна от суммы прошлых и будущих состояний.
7. Структура творения.
Мы уже приводили здесь доказательства бытия Бога из тех, которые были систематизированы Фомой Аквинским. Два из них говорят о Нем как о первоначале всего сущего: неограниченное продвижение в прошлое невозможно - рано или поздно мы должны обнаружить и первотолчок, сообщающий начальный импульс всем материальным телам, и первопричину, обусловившую всю дальнейшую стратегию их поведения. Другими словами, обращение в далекое прошлое обязательно обнаруживает проявление некоторой надмировой силы. Именно эта надмировая сила и есть Бог.
Повторимся, мы не рассматриваем, что на самом деле было с нашей Вселенной задолго до настоящего момента (и под "моментом", и под "задолго до" имеются в виду не временные категории). Здесь исследуются только те - самые общие логические и методологические принципы, принимая которые мы в состоянии заглянуть туда, где нас не могло быть, и делать какие-то гипотезы обо всем имевшем место там.
|< Пред. 142 143 144 145 146 След. >|