Как я понимаю философию   ::   Мамардашвили Мераб

Страница: 566 из 575



21 Или общественного бытия и сознания, где бытиеявляется первичным, определяющим, формирующим, направляющим и т.д., а сознание - вторичным.

22 Цит. по записи бесед Сартра с представителями чешской интеллигенции в 1963 г. в Праге; см. также: Sartre J.-P. Critique de la raison dial(ctique, vol. 1, p. 43 - 44.

23 Каковы при этом ориентиры и объективные опорные вехи этого проектирования индивидом самого себя - это другой вопрос.

24 "Социальная закономерность" (как особый вид закономерности, отличающейся от природной) есть вообще лишь зависимость людей от продуктов и результатов собственной деятельности, от развитого ими в совместном отношении к природе содержания, есть зависимость от исторического характера и ступени развития общественно выработанных и лишь в общественной форме реализуемых способностей и "сущностных сил" индивидов.

25 Этот феноменологический аспект можно проиллюстрировать следующей выпиской из текста уже упомянутой выше беседы Сартра в Праге, когда он, в частности, отвечал на вопрос, насколько изменилась его сегодняшняя точка зрения по сравнению с изложенной в работе "Бытие и ничто": "Есть определенная истина, даваемая описанием того, чего сознание достигает само собой. В утверждении этого я не изменился. Если вы, например, сознаете удовольствие, то вы его имеете. Может быть, причина его иная, чем та, которую вы ему приписываете, но это удовольствие, каково бы ни было его происхождение, есть "существующее" удовольствие как определение сознанием себя самого.

|< Пред. 564 565 566 567 568 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]