Страница:
88 из 115
Воображение художника или фантаста, создающих в своем сознании какие-то новые миры, имеет в своей основе все эту же особенность.
А теперь на минуту представим себе, что все порождения нашего сознания получают самостоятельное (quasi-субстанциональное) существование, – и тогда любое движение нашей мысли станет чем-то вроде Логоса для всего создаваемого нами мира, чем-то вроде Божественного слова, создающего и перестраиваюшего всю эту вселенную.
(Попутно заметим, что химеры, порождаемые нашим вымыслом, могут и не подозревать о существовании того, кто их создал: так ни лилипуты, ни Гулливер – инобытие самого автора в их диковинном мире – не имеют ни малейшего представления о породившем их Свифте…)
Возвращаясь к основной теме, заметим: Мировой разум должен представлять для нас в точности то же, что представляет собой человеческое сознание по отношению к порождаемым им сущностям. Его деятельность должна обнимать собой всю историю природы, и, как каждое новое озарение художника способно в единый миг изменить контуры всего порождаемого им сюжета; при этом каждое движение Метаразума должно вести к преобразованию не только нашего настоящего, но и всего нашего прошлого .
Но вместе с тем важно понять, что, как воля человека не в состоянии изменить течение внутриклеточных процессов, движение Мирового разума не в состоянии вершить произвол «внутри» земной истории, которая целиком и полностью умещается на плоскости одного (каждого) бумажного листа.
|< Пред. 86 87 88 89 90 След. >|