Немецкая классическая философия :: Гулыга Арсений
Страница:
504 из 552
Соловьев, не удовлетворенный русским термином "вещь в себе", дал (в 1874 г.) свой вариант перевода "вещь о себе" по типу оборота "палка о двух концах" (см.: Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. Изд. 2. СПб., 1911-1913. Т. 1. С. 51).
4 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 259.
5 Там же. С. 96.
6 Там же. Т. 7. С. 173.
7 Там же. С. 90.
8 Там же. Т. 8. С. 658. (Первопубликацию на немецком языке см. в журнале "Вопросы философии". М., 1986. № 4).
9 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 90.
10 Там же. С. 92-93.
11 Там же. С. 638. В XX веке психологи об этом задумались и после тщательных эмпирических исследований пришли к выводу: "Восприятие, таким образом, скорее похоже не на слепое копирование действительности, а на творческий процесс познания, в котором, по-видимому, как и во всяком творчестве, присутствуют элементы фантазии и бессознательного" (Зинченко В., Вучетич Г., Гордон В. Порождение образа // Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973. С. 440).
12 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 640. П. Крауссер в новейшей работе, посвященной кантовской теории опыта, справедливо отмечает, что термин "созерцание" в "Критике чистого разума" всегда означает "синтетическую активность или операцию духа. Это обстоятельство вполне соответствует тому факту, что Кант в своих критических работах ясно и неоднократно утверждает, что все формальные, наводящие порядок и устанавливающие связь черты любого сознания можно рассматривать в качестве "заданных" только в той мере, в какой они произведены познающим (воспринимающим, созерцающим, мыслящим духом)" (Krausser P.
|< Пред. 502 503 504 505 506 След. >|