Немецкая классическая философия :: Гулыга Арсений
Страница:
506 из 552
"Отнюдь не предсказывая будущие восприятия, а значит, основу опыта будущего, но предопределяя его наиболее общую структуру на все дальнейшее время развития научного познания, основоположения должны гарантировать от индивидуального произвола в научной деятельности" (Нарский И. С. О гносеологическом смысле системы основоположений чистого рассудка // Кантовский сборник. Калининград. 1981. Вып. 6. С. 21. См. также: Хольц Г. Об "аналогиях опыта" у Канта // Критика чистого разума и современность. Рига, 1984).
20 Кант И. Собр. соч., Т. 3. С. 288.
21 Gesammelte Schriften. Bd. III. S. 131. В немецком языке UrteilviMeeT три значения: первоначальное - "приговор"; со времен Лейбница - "член силлогизма" (суждение в нашем смысле); со времен Канта - "позиция личности" (способность оценивать, судить).
22 Кант И. Собр. соч. Т. 4. С. 101.
23 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 50.
24 Там же. С. 51. Разбор антиномий Канта см.: История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978. С. 57-71 (раздел написан А. Богомоловым).
25 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 424.
26 Там же. Т. 8. С. 583.
27 Там же. Т. 3. С. 477-478. Если в "Критике чистого разума" была подвергнута критике попытка опосредствованного познания Бога путем логически непротиворечивого доказательства, то в статье "Что значит ориентироваться в мышлении" (1786) отвергается возможность непосредственного его познания интуитивным путем. Если бы даже, писал Кант, во всем том, в чем Бог непосредственно открывается человеку, не встретилось ничего, что противоречило бы этому понятию, то все же такое созерцание никогда не доказало бы его бытия.
|< Пред. 504 505 506 507 508 След. >|