Немецкая классическая философия :: Гулыга Арсений
Страница:
509 из 552
В конце системы должно быть достигнуто то, что для Гегеля является основной целью философии: последняя определяет себя не как более или менее произвольная теория действительности, а как движение самой действительности, выраженное в понятиях. Синтетическая тотальность действительности есть одновременно синтетическое единство философской системы" (Heintel P. Die Bedeutung der Kritik der asthetischen Urteilskraft fur die transzendentale Systematik. Bonn, 1970. S. 10). Хайнтель идет по правильному пути: недосказанное у Канта он логически выводит из его основоположений. То, что этот путь приводит к Гегелю, подтверждает сама история.
48 Эту ошибку совершает X. Альтхаус: "Удовольствие - это самодовлеющее качество. Желание доставить себе удовольствие, не размышляя о принятых нормах морали, направленной на осуществление практических целей и сохранение вида, - вот в чем всегда проявляется эстетическое действие. Это показал Кант, а затем Шопенгауэр..." (Althaus H. Okonomie und Gesellschaft. Bern, 1971. S. 309).
49 Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 147.
50 Там же. С. 198.
51 "Терминология Канта движется еще в пределах античного и христианского языка, перемежаясь с терминологией "удовольствия", которая тоже ведет происхождение от античности. Но мысль уже занята проблемой ценностей" (Troeltsch E. Historismus und seine Probleme. Tubingen, 1922. S. 206). Разумеется, у Канта можно встретить термин "культура" и в предельно широком значении. Например, в следующем черновом отрывке: "Три парадокса Руссо. 1. О вреде культуры (благодаря наукам). 2. О вреде гражданской конституции (неравенство). 3. О вреде искусственных методов морализирования (воспитание)" (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XV. S. 889).
52 Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 216.
53 Там же. С. 48. Статья А.
|< Пред. 507 508 509 510 511 След. >|