Немецкая классическая философия :: Гулыга Арсений
Страница:
539 из 552
Йешке предпринял (в рамках серии "Избранные лекционные курсы" Гегеля, выпускаемой издательством "Майнер") новое трехтомное издание "Лекций по философии религии", построенное по совершенно иному принципу: отдельно печатается текст, принадлежащий Гегелю, и отдельно (без каких-либо купюр или иного редакционного вмешательства) - студенческие записи 1824, 1827, 1831гг. Перед читателем встает картина движения гегелевской мысли, уточнения отдельных положений, аргументации и т. д. Для исследователя это неоценимый материал (Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber Philosophic der Religion. T 1. Hamburg, 1983- 1985).
68 Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 1. С. 380.
69 Там же. С. 400.
70 Там же. Т. 2. С. 207.
71 См. Bloch E. Subjekt - Objekt. Berlin, 1952. S. 33. Фраза произнесена в дамском обществе. Но в каждой шутке есть доля правды.
72 Гегель. Соч. Т. IX. С. 9.
73 Там же. С. 241.
74 Там же. С. 246.
75 Hegel G. W. F. Vorlesungen iiber die Geschichte der Philosophic, Leipzig, 1982. Bd. 1. S. 376. Ф. Шлегелю ирония представлялась в виде "постоянной смены самосозидания и самоуничтожения" {Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 1. С. 291).
76 Гегель. Соч. Т. XI. С. 512.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА
1 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. II. С. 339. Справедливо замечает Н. Я. Берковский: "Не надо забывать, что в романтизме есть и томление по реальности, простой, наглядной, по конкретностям, готовым идти людям в руки. Романтизм не огражден от соприкосновений с конкретностями, с бытом, от вторжения их в его собственную среду, так как он сам же хочет того. Романтизм разрушает объект в его обыденных чертах, и романтизм стремится в том же объекте найти для себя опору" {Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Д., 1973. С. 85).
2 Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 3. S. 354. Прямо против философии истории Гегеля направлены некоторые пассажи в работе Гумбольдта "О задаче историка".
|< Пред. 537 538 539 540 541 След. >|