Страница:
49 из 172
Но поскольку отрицание есть
, а есть [его] противоположность, отрицание которой –
, то необходимо, чтобы отрицания обоих [терминов] были присущи одному и тому же [субъекту] и чтобы [тем самым] имелось нечто среднее между и
, а именно
, ибо отрицание каждого из двух [терминов] будет присуще ему иногда, коль скоро не всегда. Поэтому, если
будет иногда быть и [иногда] не быть, то, разумеется, это верно и для
, но иногда есть и, следовательно, [иногда] не есть. Следовательно, одно и то же будет способно и быть и не быть, т. е. будет средним между тем и другим.
Доказательство в общем виде таково. Допустим, что атрибуты А и В не могут быть присущи ни одному [субъекту] вместе, но либо А, либо Г и либо В, либо А [присущи] любому. Необходимо, стало быть, чтобы любому [субъекту], которому не присущи ни А, ни В, были присущи Г и Д. Е пусть будет средним между А и В, поскольку то, что не есть ни одна из противоположностей, есть среднее между ними. Тогда ему по необходимости должны быть присущи оба [атрибута] – Г и Д. В самом деле, любому [субъекту присущи] либо А, либо Г, следовательно, и [субъекту] Е. Поскольку же А [присуще быть] не может, то будет присуще Г. То же самое рассуждение справедливо и для А.
Таким образом, ни
не является возникшим или уничтожимым, ни
. Ясно также, что все, что возникло или уничтожимо, не вечно: в противном случае оно одновременно будет
и
, а невозможность этого доказана выше.
То, что всегда есть, То, что всегда не есть, А В
Возникшее Е То, что не всегда есть.
|< Пред. 47 48 49 50 51 След. >|