Оккультизм, колдовство и моды в культуре :: Элиаде Мирча
Страница:
157 из 181
[234]
Мать спасителя получает свыше сверкающий свет, который проникнет в тело Зороастра и освятит его. Но в то время, когда записывались эти легенды, биография пророка-спасителя была уже почти полностью мифологизирована. Так, утверждалось, что Зороастр был рожден из хаомы (haoma [ в зороастрийской традиции триединый образ: наркотический ритуальный напиток; растение, из которого его изготавливали; и божество, являющееся их персонификацией ]), [235] божественной жидкости, аналогичной ведийской соме (soma). И, как мы увидим, хаома была «полна хварены». В конечном счете хварена изображается как священная семенная, светящаяся, огненная жидкость.
Хотя эта концепция систематически формулируется только в поздних трактатах, она, несомненно, является гораздо более древней. В текстах Гат и Авесты хварена является отличительным признаком божественных существ. В Яште [ Гаты, Яшт — разделы Ясны, которая, в свою очередь, представляет собой один из разделов Авесты ], посвященном Митре [ в индо-иранской религии божество клятвы и соблюдения договора ], утверждается, что из лба бога «исходит пылающий огонь, который есть не что иное, как великая царская хварена». [236] В другом Яште (XIX. 10) объясняется, что Ахура Мазда [ (пехл. Ормазд) — верховный бог зороастрийского пантеона, олицетворение мирового Блага ] обладает хвареной для того, чтобы «создавать все творения»; [237] или, как сказано в Денкарте, защищать свое Творение. [238] Подчеркнуто и настойчиво связываемая с верховной властью, хварена, однако, распространяется не только на царей.
|< Пред. 155 156 157 158 159 След. >|