Оккультизм, колдовство и моды в культуре :: Элиаде Мирча
Страница:
159 из 181
[244] Кроме того, в пехлевийских текстах белая божественная жидкость хаома считается пребывающей в воде и идентифицируется с Gokarn, деревом жизни, находящимся посреди моря Ворукаша. Но белая хаома «полна хварены», а также является приемником хварены. [245] Кажущийся парадокс, состоящий в том, что огненное вещество находится в воде, не представляется неразрешимым, если вспомнить, что вода символизирует бесконечные возможности жизни и плодородия, а также источник «бессмертия». [246] Сходная ситуация наблюдается в ведийской космологии: Агни [ в ведийской и индуистской мифологии бог огня, персонификация священного огня, стоящий в центре основного древнеиндийского ритуала. Основная функция Агни — посредничество между людьми и богами. Агни тесно связан с водой: по одной из версий, он рожден в водах; имеются сюжеты, по которым он скрывается или прячется в водах, проклинает рыб, лягушек ] описывается как живущий в воде; а Сома, будучи небесного происхождения, объявляется, тем не менее, сущностью жизни (преимущественно как «семя») и божеством, дающим бессмертие. Семя человека и животного является, следовательно, как «огненным», так и «жидким». Пехлевийские тексты подтверждают структурную связь хварены и «семени». [247] В Большом Бундахишне [ «иранский» вариант среднеперсидского трактата, посвященный космологии и космогонии зороастризма ] (I. 41) утверждается, что семя животных и человека сотворено из огня, в то время как все остальное создано из капли воды.
|< Пред. 157 158 159 160 161 След. >|