Страница:
10 из 463
Выдержав оба эти удара с примерною твердостью, он по
прошествии нескольких дней, когда умер один из его приближенных, был сломлен
этим несчастьем и, утратив душевную твердость, предался горю и отчаянью, что
подало некоторым основание думать, будто он был задет за живое лишь этим
последним потрясением. В действительности, однако, это произошло оттого, что
для скорби, которая заполняла и захлестывала его, достаточно было еще
нескольких капель, чтобы прорвать преграды его терпения.
Подобным же образом можно было бы объяснить и рассказанную выше
историю, не будь к ней добавления, в котором приводится ответ Псамменита
Камбизу, пожелавшему узнать, почему, оставаясь безучастным к горькой доле
сына и дочери, он принял столь близко к сердцу несчастье, постигшее одного
из его друзей. «Оттого, — сказал Псамменит, — что лишь это последнее
огорчение может излиться в слезах, тогда как для горя, которое причинили мне
два первых удара, не существует способа выражения».
Здесь было бы чрезвычайно уместно напомнить о приеме того древнего
живописца [4] , который, стремясь изобразить скорбь присутствующих при
заклании Ифигении сообразно тому, насколько каждого из них трогала гибель
этой прелестной, ни в чем не повинной девушки, достиг в этом отношении
предела возможностей своего мастерства; дойдя, однако, до отца девушки, он
нарисовал его с закрытым лицом, как бы давая этим понять, что такую степень
отчаянья выразить невозможно.
|< Пред. 8 9 10 11 12 След. >|