От Залмоксиса до Чингиз-хана :: Элиаде Мирча
Страница:
23 из 72
Согласно Порфирию, Пифагора посвятили на Крите в мистерию Зевса следующим образом: пройдя очищение с помощью осколка метеорита, он провел ночь, завернутыйв шкуру черной овцы, а затем спустился в пещеру Иды, где пробыл 27 дней. Диоген Лаэртский добавляет, что Пифагора в пещере сопровождал Эпименид, знаменитый инициатор. Наконец, в тексте Абарис, сохранившемся лишь фрагментарно, говорится, что Пифагор спускается в ад в компании сверхъестественного проводника.
Эти более поздние легенды помогают нам понять подлинное назначение подземного укрытия Залмоксиса. Речь идет о ритуале инициации. Это однако вовсе не означает, что Залмоксис был хтоническим божеством. Нисхождение в ад в ритуале инициации эквивалентно смерти, и этот опыт ложится в основу нового тина бытия. "Исчезновение" (оккультация) божественного или полубожественного существа (владыки-мессии, пророка, Мага, законодателя) довольно распространенный ритуально-мифологический сценарий в Азии и Средиземноморье. Минос, сын Зевса, - пример античного законодателя - каждые девять лет уединялся в горной пещере Зевса, а затем возвращался с таблицами законов (Страбон). Особенно характерны периодические эпифании и оккультации для Диониса. Его "смерть" и "рождение" передают идею ритмичности вегетативного цикла, всякого рождения и смерти. Однако в реальной истории такое циклическое появление и исчезновение сверхъестественных существ не засвидетельствовано.
|< Пред. 21 22 23 24 25 След. >|