От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 474 из 689

Автор проецирует своим произведением будущего читателя; читатель "вычитывает" в этом произведении прошлого, уже ушедшего из жизни, или ушедшего в другую комнату, - автора...

Но ведь это и означает, что общение "через" произведение, общение в культуре предполагает общение с иным человеком, как с самим собой, предполагает общение с самим собой, как общение с другим человеком, с "Ты". Внутренний микродиалог есть необходимая составляющая диалогического замысла культуры.

Думаю, что теперь возможно вернуться к исходному пониманию "первого смысла" культуры в жизни и сознании людей: культура есть общение индивидов как личностей. Этот смысл раскрывается в существенном обращении. Общение индивидов как личностей (культура) есть общение их как реальных (и потенциальных) культур. Общение культур есть общение индивидов как личностей.

Здесь очерчивается такой контур. Отстраняя себя в произведениях культуры119, индивид ("автор"... "читатель", каждый по-своему...) из-обретает некое свое особое бытие, - сознание, - разум это есть - в произведениях запечатленные - бытие, сознание, разум личности, отделенной от индивида, самобытийно существующей и - неразрывно насущной в сознании и внутренней речи индивида. Так понимаемая личность может жить и развиваться как личность этого индивида - только в со-бытии "Я" и "Ты", в их взаимонасущности. "Я" (автор...) живет в сознании и мышлении "Ты" (читателя). "Ты" (читатель) живет в сознании и мышлении "Я" (автора).

|< Пред. 472 473 474 475 476 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]