От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) :: Библер В С
Страница:
689 из 689
Однако буду соблюдать правила мной самим предлагаемой игры. Тем более что в первых двух частях данной книги исходные предположения такой философской логики культуры уже сформулированы. Соотнесение логик будет проведено так, как если бы многие формулируемые здесь идеи философской логики культуры (к примеру, идея диалога многих разумов, определение разума античности как разума "эйдетического" и т.д, и т.п.) были уже известны и могли быть "в готовом виде" соотнесены с положениями гегелевской логики. В свое оправдание скажу только, что, во-первых, сам схематизм сопоставления оживит и "дедогматизирует" многие утверждения диалогической логики, а во-вторых, обратное "обращение" предлагаемых тезисов (от "третьего" - к "первому" - см. ниже) все же позволит, хоть и очень пунктирно, наметить живую логику обоснования.
168 "Понятие в своем процессе остается у самого себя и... через него ничего не полагается нового по содержанию, а лишь происходит изменение формы. Эту природу понятия, это обнаружение себя в своем процессе как развитие самого себя имеют также в виду и тогда, когда говорят о врожденных... идеях... Движение понятия... нечто подобное игре: полагаемое этим движением другое на самом деле не есть другое..." (Гегель, Соч. Т. 1. С. 266).
169 "...Философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и познанием посредством понятий..." (Гегель. Соч. Т. 1. С. 18).
170 См. Библер В.С. Нравственность. Современность. Культура. 1990.
|< Пред. 685 686 687 688 689 >|