От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 501 из 689

Мучительность этого искуса (а разум без него еще не Разум) в том, что решая - "быть!" - человек включается в бесконечную (разомкнутую в бесконечность), неотвратимую, от меня независимую, череду действий и противодействий, дающих итог, отнюдь не входящий в мои замыслы... Решая "не быть!" - человек отстраняется от всякой ответственности за свои действия (этих действий попросту нет), но оказывается трагически ответственным за свое бездействие...

Правда, есть "выход" в конце "Гамлета": "Если чему-нибудь суждено случиться сейчас, значит, этого не придется дожидаться... Самое главное быть всегда наготове... Будь, что будет!"132. Но этот безвольный "выход" развязывает заключительную кровавую бойню; это и есть конец нравственности (= попытка укрыться от нравственных, неразрешимых по определению) коллизий. Ответственность надо брать на себя! Ни история, ни среда, ни великая цель, ни нормы морали - на выручку прийти не могут. Хотя бы потому, что в решающую минуту человек - в напряжениях нравственной перипетии - необходимо становится независимым - и от среды, и от моральных внешних запретов.

Конечно, я здесь не думал расшифровать "Гамлета" Шекспира. Как в каждом произведении искусства, само это произведение - больше своего смысла, больше тех осмыслений, что способен дать его читатель; хотя только в ауре этих осмыслений и переосмыслений и состоит жизнь произведений, порождающих вечный Образ культуры. Но дело не только в этом, дело еще и в том, что только в сопряжении - Гамлет-трагедии, - Дон-Кихот-трагедии, - Фауст-трагедии... личности Нового времени - имеет смысл и сама нравственность, и каждая из этих трагедий поодиночке.

|< Пред. 499 500 501 502 503 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]