От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) :: Библер В С
Страница:
509 из 689
Необходимая - по исходному определению - самоустремленность всей нашей материальной, орудийной, предметной, духовной деятельности оборачивается - в гранях культуры; в их средоточии - сознательной деятельностью самодетерминации.
3. Вершина (острие) "пирамидальной линзы" культуры.
Это - в наше внутреннее зрение, в наше мышление вживленное - острие культуры есть точечный, сфокусированный акт самодетерминации, самоформирования и самоизменения человеческой судьбы. В наукоучении Нового времени этот акт, понимаемый, впрочем, лишь в контексте познания, определялся как "causa sui" у Спинозы, "монада" - у Лейбница, "первое начало наукоучения" - у Фихте, "единство, тождество идеи и духа" - у Гегеля и т.д. Однако сами эти слова - монада, causa sui, ego cogitans - это слова на языке "наукоучения". В плане философии (логики) культуры само "наукоучение" и его язык есть лишь одна из сторон, одно из определений всеобщего бытия культуры как феномена самодетерминации индивида.
В точечном акте (начале...) самодетерминации сливаются только что очерченные раздельные грани культуры.
"Пирамида" оборачивается "конусом".
Это и понятно. Ведь в нашем сознании и мышлении нет отдельных отсеков для искусства или философии...
|< Пред. 507 508 509 510 511 След. >|