От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 602 из 689

Именно это непосредственное сближение двух регулятивных начал культуры сообщает лирический смысл философскому разуму и - философский смысл личностной поэтике.

Однако "гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить...".

Никогда еще наш разум не был так далек от философского умонастроения, чем в конце XX века.

5. Может ли сбыться философский разум культуры?

Здесь есть одна проблема, что все время оставалась в подтексте наших размышлений, - но - предполагаю - все больше назревала в сознании читателей. Архитектурное сведение целостного свода "социума культуры" требует той точки предельного самообращения нашего разума, где он способен изменять - свободно изменять - основания, начала собственного бытия, где разум по-новому актуализирует бесконечно-возможное бытие мира. Это и есть замедленная, заторможенная в до-действии точка (средоточие) философской логики, собственно философского мышления. Это - пафос предельного погружения в изначальность мышления, это - способность авторства "мира впервые". Вот этой-то точки, этого пафоса нового, Высокого рационализма недостает в спектре нашей духовной жизни в конце XX века. В современной культуре нет настоящей, обновляющей, достаточно безумной философии. Скажу резче: нет даже интуиции, стремления, жажды, острого ощущения отсутствия (без нового разума невозможно жить!) такой философии.

Конечно, Сова Минервы и пр. ...

Но все же греческая философия, как минимум, совпала с веком Перикла; Августин возвещал начало средневекового бытия; спор логических начал XVII века (Декарт, - Спиноза, - Лейбниц, - Гоббс, - Паскаль...

|< Пред. 600 601 602 603 604 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]