От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 628 из 689

В-третьих, это логика трансдукции - обоснования начала мысли в точке ее взаимоопределения, взаимоперехода с другим, столь же всеобщим логическим началом.

Но единым основанием всех этих преобразований единой логики является идея обоснования начала логики; современная логика (в ее основном критерии доказательности мысли) есть логика начала логики. Именно в средоточии логически заторможенного и логически "замкнутого на себя" начала современная логика обосновывает идею культуры, произведения культуры. - См. первую и вторую части книги.

Это - о противопоставлении "науки логики" и "культуры логики" в плане "критериев логичности", в плане логической формы.

Теперь - об онтологии, предполагаемой в логике Гегеля, и об онтологии, предполагаемой современной философской логикой. (Собственно, это будут все те же исходные определения, но в онтологической формулировке.)

II

(1) Онтология, лежащая в основе "Науки логики" и одновременно реализуемая как ее бытийная проекция, предполагает, что - в полном своем логическом смысле - абсолютное бытие (или, по сути, - абсолютное мышление...) всеобъемлюще действительно. И это - одна (и только одна) действительность действительность одной идеи. В логически осмысленном бытии сняты прошлое и будущее, ничто не "было...", ничто не "будет", все есть.

Или, скажу так: все, что было, и все, что будет, имеет логический смысл только в их вневременном логическом тождестве, в логике действительного (= понятного в Идее...) безначального, беспредельного, бесконечного бытия (= бытия в Идее).

|< Пред. 626 627 628 629 630 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]