От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) :: Библер В С
Страница:
682 из 689
Но и новый образ "многогранника" позволяет выявить какие-то особенные черты развития культуры - культуры самодетерминации.
129 В новом повороте я здесь возвращаюсь к идеям, намеченным в общей характеристике культуры как диалога культур (см. выше).
130 Детальнее см. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М. 1990.
131 Отталкиваясь от различения "морали" и "нравственности", введенных в немецкой классической философии, я целиком переосмысливаю эти определения в свете реальных коллизий человеческого поступка в XX веке (см. очерк 1).
132Шекспир В. Гамлет. М., 1951. С. 229 (перевод Б.Пастернака). Сравни:
Пусть будет
То, что будет!
Таким я стал теперь.
И это страшно мне.
(Такубоку И. Избр. лирика. М., 1971. С. 59).
133 Повторяю: общение и диалог этих различных всеобщих разумений, всеобщих ответов на вопрос: "Что означает понять смысл мира?.." - невозможно здесь сколько-нибудь детально обосноватъ. Но без такого предположения все наши размышления о культуре будут непоследовательны и недодуманы.
134 См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. См. также: Библер В.С. Внутренняя речь в понимании Выготского и логика диалога (( Методологические проблемы психологии личности. М., 1981. С. 117 - 134.
135 Хотя бы в рефлексии, как ее понимал Гегель.
136 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1975. С. 311, 356.
137 Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 12 т. М., 1982. Т. 12. С. 225 - 226.
138 Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 12 т. М., 1982, Т. 12. С. 228.
139 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского, М., 1972. С. 105.
|< Пред. 680 681 682 683 684 След. >|