Первые радости (Трилогия - 1) :: Федин Константин
Страница:
457 из 463
О военно-стратегическом смысле тогдашних событий у Саратова, как он изображен в романе "Необыкновенное лето", П.Бугаенко пишет: "Если в первом романе Саратов - один из многих губернских городов, то во втором - это город, в округе которого развертывались решающие события гражданской войны. В ходе военных событий 1919 года определилось стратегическое значение Саратова как "ворот на Москву"... Белые армии рвались к Саратову. Саратов "мешал" соединению сил уральского и донского казачества... Рабочие Саратова и их собратья из Царицына должны были сорвать этот весьма опасный для революции план..." (с. 34).
Сцена застольного спора об искусстве после посещения ночлежки (главы 5 и 7 "Первых радостей") имеет важное значение не только для начинающегося выявления общественно-эстетических позиций главных ее участников драматурга Пастухова и актера Цветухина. Определенным образом отразились в ней и некоторые автобиографические моменты творческого пути самого Федина.
Оба героя в этой сцене выступают подчас во всеоружии эстетических аргументов. Однако роман, конечно, не теоретический трактат, - хотя тема искусства одна из важнейших в трилогии. Следя за беспорядочным спором, за словесным турниром двух незаурядных художников, улавливаешь чувством, а позже можешь и точно рассудить по сочетанию изобразительных средств и поворотам событий, каким взглядам и позициям героев писатель отдает предпочтение, а какие развенчивает или отвергает.
|< Пред. 455 456 457 458 459 След. >|