Политическая доктрина славянофильства :: Устрялов Николай
Страница:
15 из 71
С этой точки зрения славянофильская мысль проводила резкую разграничительную черту между Западной Европой и Россией. Запад казался ей побежденным именно идеей отвлеченного права, внутренно оторвавшегося от своих нравственных корней. Россия же, напротив, будто бы всегда исповедовала начала целостной религиозной нравственности и никогда не соблазнялась соблазном абстрактного юридизма. "Русской земле, -- утверждает Хомяков, -- была чужда идея какой бы то ни было отвлеченной правды, не истекающей из правды христианской, или идея правды, противоречащей чувству любви"12). Ту же мысль развивает Иван Аксаков: "в народе, -- пишет он, -- постоянно живут требования высшей нравственной справедливости; summa injuria, высшая неправда, до которой логически развивается всякое summum jus, высшее право, немыслима в развитии правды, и если он еще не выработал в своей истории такой гражданской правды, где бы не было места столкновению, или, как выражаются немцы, коллизии между правом и нравственностью, то все же еще не утратил в себе стремления к этому идеалу"13).
Но в чем же сущность западной "религии права" и каковы внешние формы ее выражения? -- Углубленному обсуждению этих вопросов под общим углом зрения славянофильства посвящены две политические статьи Тютчева "Россия и революция" и "Римский вопрос". Правда, Тютчев не принадлежал непосредственно и всецело к славянофильскому кружку, -- он воспитывался в сфере несколько иных впечатлений и находился, скорее, под известным влиянием идей так-называемой "католической реакции".
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|