Политическая доктрина славянофильства :: Устрялов Николай
Страница:
16 из 71
Однако, в своей оценке французской революции и созданного ею стиля новой западной культуры, он, следуя Ж. дэ Мэстру, в то же самое время вполне сходился и со славянофилами, -- из чего нельзя не заключить, что в этом своем пункте миросозерцание последних не отличается особой самобытностью...
В упомянутых статьях Тютчев стремится доказать, что конечным, верховным началом отвлеченного права является принцип отвлеченной личности, эгоизма, соединенный с принципом эгоистически же понимаемого, на личной пользе основанного общественного договора. "Человеческое я, -- пишет он, -- желая зависеть от самого себя, не признавая и не принимая другого закона, кроме собственного изволения, -- словом, человеческое я, заменяющее собой Бога, конечно, не является еще чем-либо новым среди людей, но таковым сделалось самовластие человеческого я, возведенное на степень политического и социального права и стремящееся, в силу этого права, овладеть обществом. Вот это-то новое явление и получило в 1789 году название французской революции"14).
Великая французская революция, наложившая неизгладимый отпечаток на всю жизнь современного запада, тем и памятна, по мнению Тютчева, во всемирной истории, что она привила правительственной власти антихристианский характер. Ибо "человеческое я, предоставленное самому себе, противно христианству по существу", а провозглашенное революцией верховенство народа понималось ею, именно, -- как "верховенство человеческого я, помноженного на огромное число, т.-е. опирающегося на силу".
|< Пред. 14 15 16 17 18 След. >|