Политическая доктрина славянофильства :: Устрялов Николай
Страница:
18 из 71
Киреевский, -- было у нас неизвестно в западном его смысле, но означало только справедливость, правду"18). Принципу отвлеченной личности, эгоистическому началу индивидуальной обособленности, Россия противополагает христианскую идею общинности. "И Господь возвеличил смиренную Русь"...
Различение правды внутренней от правды внешней, закона нравственного от закона формального, юридического -- излюбленный мотив писаний славянофилов, основоположный для всей их общественной философии. Он проводится ими в бесчисленных вариациях, по самым различным поводам. Он свойственен им всем -и Киреевскому, и Хомякову, и Аксаковым, и Кошелеву, и Самариным. В нем -центр общественного пафоса славянофильства, через него отрицается Запад, через него восхваляется древняя Русь, благодаря ему ненавистен "петербургский период" русской истории.
"Закон нравственный, внутренний, -- так формулирует это различие Константин Аксаков, -- требует, прежде всего, чтобы человек был нравственный и чтобы поступок истекал, как свободное следствие его нравственного достоинства, без чего поступок теряет цену. Закон формальный или внешний требует, чтобы поступок был нравственный по понятиям закона, вовсе не заботясь, нравственен ли сам человек, и откуда истекает его поступок. Его цель -- устроить такой совершенный порядок вещей, чтобы душа оказалась не нужна человеку, чтобы и без нее люди поступали нравственно и были бы прекрасные люди... и общество бы благоденствовало. Внешняя правда требует внешней нравственности и употребляет внешние средства"19).
|< Пред. 16 17 18 19 20 След. >|