Политическая доктрина славянофильства :: Устрялов Николай
Страница:
24 из 71
Чтобы "научно" обосновать свои мысли об отношении русского народа к принципу государственности, идеологи славянофильства обращались к русской истории и в ней черпали подтверждение истинности своих идей. Так, всматриваясь в древний быт славян, К. Аксаков увидел в первоначальной славянской общине столь соответствующий славянофильским мечтаниям "нравственный хор", "союз людей, основанный на нравственном начале, управляемый внутренним законом, и оттуда обычаем общественным". И лишь горькая, но повелительная необходимость защиты от внешних врагов заставила эту общину прибегнуть к организации внешнего закона32). Но и после признания принудительной власти народ, по мнению исследователя, не утратил своих исконных качеств, не смешал себя с внешнею силою государственного закона, не пошел по пути внешней правды. Предоставив власти властвовать, он продолжал жить по-прежнему, в духе веры и любви. "Община частная" сменилась "общиной всецелой", и место Веча занял Земский Собор. "Общинный элемент стал таким образом на высшую ступень, принял высший вид, перешел в высший момент, говоря языком философским"...33).
В области общественной философии славянофильство постоянно оперировало двумя понятиями, представлявшимися ему взаимно обособленными друг от друга. Эти понятия -- "Земля" и "Государство". "Отношение Земли и Государства -- по теории К. Аксакова -- легло в основании русской истории"34). Земля, это -"общественно человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа"35), "душа народа", как мы теперь, пожалуй, сказали бы.
|< Пред. 22 23 24 25 26 След. >|