Политическая доктрина славянофильства   ::   Устрялов Николай

Страница: 60 из 71

Что оставила она, в самом деле, от этой благодушной, романтической идиллии безгосударственного государства, покоящегося на внутреннем, исключительно нравственном единении царя, свято хранящего свой народ, с народом, свято доверяющим своему царю? Что от всего этого уцелело?..

Да, их рецепт оказался неудачным. Надуманным, нежизненным. Но, ведь, задача остается... остается и до сих пор... остается и в теории, и в жизни... по видимому, именно она является и одною из основных тем современного нам великого кризиса русской истории, великой русской революции... и мы мучительно, напряженно, всматриваемся в нее, как в черные дали горизонта черною вещею ночью...

__________

     Формулируем основные выводы.

Пусть отжило свой век конкретное содержание практических славянофильских упований, пусть умерла и истлела историческая плоть, оболочка славянофильской доктрины, -- но дух ее, ее идейное зерно, ее "субстанция" пребывает, являя собою характернейший и творческий элемент русской культуры.

Пусть дотла опровергнута жизнью романтическая концепция самодержавия, -но, ведь, не она -- главное в политическом миросозерцании славянофильства.

Но что же, в самом деле, в нем -- главное?

Две идеи, как мы видим, были основоположными в славянофильском миросозерцании, -- идея непререкаемого преобладания духовных начал над внешними формами исторического бытия и идея своеобразия духовного лика и исторических путей России.

Обе эти идеи пребудут и после исчезновения славянофильства, как общественной группировки или партии. Обе эти идеи -- прочное достояние русской культуры, русской культурной традиции.

|< Пред. 58 59 60 61 62 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]