Политическая доктрина славянофильства :: Устрялов Николай
Страница:
61 из 71
Люди новых поколений, выходящие далеко за пределы славянофильского кружка, притом люди, во многом далекие и друг от друга, усвоят эти идеи, углубят их, расширят в большую и плодотворную струю русской мысли. С одной стороны К. Леонтьев, с другой -- Вл. Соловьев, далее, "новое религиозное сознание", русский идеализм ХХ века, "Вехи" 1909 года, наконец, новейшие "скифство" и "евразийство", -- все это течения, так или иначе связанные с основными интуициями старого славянофильства, движущиеся в плане того же устремления идей. Но и многие, кто устами не чтят ценностей этой струи русской мысли, сердцем своим недалеко от них отстоят. И, конечно, не случайно в нынешние "страшные годы" России все ярче разгорается и воистину воплощением лучших мотивов русской культуры все единодушнее признается образ величайшего нашего, хотя и совсем не "школьного", не "партийного" славянофила -- Федора Михайловича Достоевского.
Н. Устрялов.
-----------------
*) В основу настоящей статьи положена речь, произнесенная автором на публичном акте харбинского юридического факультета 1 марта 1923 года. Вместе с тем, статья эта является главою подготовляемой автором работы о миросозерцании и историческом развитии славянофильства.
1) См. сочинения И. С. Аксакова, Москва, 1886--1887, том V, стр. 149--150; ср. также стр. 592.
2) Записка "о внутреннем состоянии России". См. сборник "Теория государства у славянофилов", СПБ., 1898, стр. 29.
3) "Мысль и ее движение подозрительны", -- так формулировал А. С.
|< Пред. 59 60 61 62 63 След. >|