Страница:
41 из 374
В общественной жизни также сначала изменяются внешние
условия, сначала изменяются материальные условия, а затем в соответствии с этим
изменяются и мышление людей, их нравы, обычаи, их мировоззрение.
Поэтому Маркс говорит;
“Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот,
их общественное бытие определяет их сознание”.
Если материальную сторону, внешние условия, бытие и
другие подобные явления мы назовем содержанием, тогда идеальную сторону, сознание
и другие подобные явления мы можем назвать формой. Отсюда возникло известное
материалистическое положение: в процессе развития содержание предшествует форме,
форма отстает от содержания.
И так как, по мнению Маркса, экономическое развитое
является “материальной основой” общественной жизни, ее содержанием, а юридически
- политическое и религиозно-философское развитие является “идеологической формой”
этого содержания, его “надстройкой”, - то Маркс делает вывод: “С изменением
экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной
надстройке”.
Конечно, это вовсе не означает, будто, по мнению Маркса,
возможно содержание без формы, как это померещилось Ш. Г, (см. “Нобати” № 1.
“Критика монизма”). Содержание без формы невозможно, но дело в том, что та или
иной форма, ввиду ее отставания от своего содержания, никогда полностью не соответствует
этому содержанию, и, таким образом, новое содержание “вынуждено” временно облечься
в старую форму, что вызывает конфликт между ними.
|< Пред. 39 40 41 42 43 След. >|