Страница:
42 из 374
В настоящее время, например,
общественному содержанию производства не соответствует форма присвоения продуктов
производства, которая имеет частный характер, и именно на этой почве происходит
современный социальный “конфликт”,
С другой стороны, та мысль, что сознание является формой
бытия, вовсе не означает, будто сознание по своей природе есть та же материя.
Так думали только вульгарные материалисты (например, Бюхнер и Молешотт), теории
которых в корне противоречат материализму Маркса и которых справедливо высмеивал
Энгельс в своем “Людвиге Фейербахе”, Согласно материализму Маркса, сознание
и бытие, идея и материя - это две различные формы одного и того же явления,
которое, вообще говоря) называется природой или обществом. Стало быть, они и
не отрицают друг друга и в то же время не представляют собой одного и того же
явления. Дело лишь в том, что в развитии природы и общества сознанию, т.е. тому,
что совершается в нашей голове, предшествует соответствующее материальное изменение,
т. е. то, что совершается вне нас, - за тем или иным материальным изменением
рано или поздно неизбежно последует соответствующее идеальное изменение.
Прекрасно, скажут нам, может быть это и правильно в
отношении истории природы и общества.
|< Пред. 40 41 42 43 44 След. >|