Страница:
107 из 634
Например, один из крупнейших знатоков предмета, интерпретируя археологические данные, приходит к следующим поразительным заключениям: "В той степени, в какой удалось расшифровать свидетельства о древнем критском культе,мы можем сделать заключение не только о превалирующем в нем духовном содержании, но также и о чем-то таком, что роднит его последователей с верой, которая в последние два тысячелетия распространялась среди приверженцев восточных религий, таких, как иранская,христианская и исламская. Это связано с догматическим духом верующего, ко
60 торый далек от подлинно эллинского взгляда... Если в самых общих чертах сравнить ее с религией древних греков,то следует сказать, что в ней больше духовного содержания. С другой стороны, в ней больше личностного. На "кольце Нестора" (66), где символы воскресения представлены в форме куколки и бабочки над головой богини, она (богиня) явно обладает властью давать верующим жизнь после смерти. Она была очень близка к своим почитателям... Она защищала своих детей даже и после смерти... Общее заключение таково, что перед нами монотеистический культ, в котором женская форма божества играла центральную роль"*.
Эта универсальная богиня представлена и в минойском искусстве в виде Божественной Матери, которая с обожанием держит младенца, а символы ее бессмертия - куколка и бабочка - были найдены в минойских могильниках в виде золотых амулетов.
Другой источник, свидетельствующий о минойской вере в загробную жизнь,-греческая литература. Например,у Гомера есть описание загробной жизни в Элисии, не совпадающее с гомеровской же картиной загробной жизни в Гадесе. Мир теней,Аид,воспроизводит в несубстантивированной форме мехацизм жизни варваров во времена движения племен. Идея же блаженства в Элисии представляет собой развитие идеи народа-мореплавателя о совершенстве мира (67).
|< Пред. 105 106 107 108 109 След. >|