Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 121 из 634

Обратившись к верованиям более позднего общества, мы не заметим существенного влиянияшумерского пантеона и ритуала. Перед нами совершенно самобытная религия, истоки которой не прослеживаются достаточно четко.

Из дошедших до нас письменных источников мы видим, что интересующее нас общество использовало поначалу клинопись, но затем пошло на создание собственного пиктографического письма, которое до сих пор является загадкой для ученых. Ранние клинописные записи свидетельствуют, что аккадский язык использовался не только для внутренних нужд, но и как средство дипломатического общения. Впоследствии аккадские и шумерские тексты были переведены по меньшей мере на пять местных диалектов, что явилось толчком для развития местной литературы. К тому времени,когда носители этих диалектов перешли с клинописи на пиктографическое письмо, завершилось литературное обособление нового, каппадокийского общества от шумерского общества (89).

Наличие множества языковых наречий соответствовало многообразию местных государств. Самым древним из этих языков был,пожалуй,хурритский язык,или хатти. В нем не обнаруживается элементов,роднящих его с другими языками. Название Хатти было принято и одним из местных государств со столицей в городе Хаттусас (нынешйий Богазкей). "Хатти", позже трансформировавшееся в "хетты", встречается еще в Ветхом завете, поэтому будет вполне резонным именно из него вывести название для обозначения общества, объединенного под эгидой империи Хатти.

|< Пред. 119 120 121 122 123 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]