Постижение истории (сборник)   ::   Тойнби Арнольд Джозеф

Страница: 172 из 634

На языке кальвинистской теологии невозможно ограниченными человеческими усилиями смыть пятно первородного греха или спасти то, что должно погибнуть. Единственное, что в силах человека,- это исключить потерянную душу и запятнанное тело из общины праведных.

Наиболее эфемерной из интеллектуальных форм, в которых нашло самовыражение расовое чувство современного Запада, является "диффузионизм" британской школы антропологов (8). В этой теории эгоцентрическая мания, открыто проявляющая себя в культах "британского Израиля" и "нордического челове---------------------

* См.: De Gobineau, le comte J.A.Essai sur l`Inigalite de Races Humaines. Paris, 1853-1855, 4 vols.

** См.: Chanberlain H.S. The Foundations of the Nineteenth Century. London, 1911.

97 ка", столь тщательно закамуфлирована под науку, что кажутся сомнительными даже попытки искать ее там*. Во всех ранее рассмотренных расовых теориях монополия исключительности, в которой усматривается причина всех достижений человечества, отдается той его части, к которой принадлежит и сам теоретик. "Британские израильтяне" относят сюда британских подданных, рожденных в Британии и проживающих в Соединенном Королевстве; защитники нордизма выделяют всех белых людей со светлыми волосами и голубыми глазами,обладающих черепом с определенными параметрами. Другие распространяют эту теорию на всех белых людей. В отличие от этих вульгарных и малообразованных эгоцентриков британские "диффузионисты" наделили бесценной монополией на исключительность ту часть человечества, которая жила за четыре или пять тысяч лет до нас.

|< Пред. 170 171 172 173 174 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]