Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 172 из 469

Она вовсе не исключает, что то единство сознания, которое мы называем "я", наглядно реализуемое на модели, в эмпирических терминах которой мы можем сопрягаться с чистым "я" трансцендентального intuitus mentis, возможно и на другой физической основе. Это не противоречило бы принципу определения sui generis. Ведь эволюция могла пойти совершенно иными путями, и существуют возможности какого-то совершенно другого, даже невообразимого для нас устройства нервной системы, как возможна и вообще другая основа жизни, чем та, которая реализована на белковой основе. И тогда это соответствовало бы совершенно иной физической конфигурации, наглядный материал которой мог бы быть использован для моделирования феномена осознавания. А последний, раз он есть, одинаков в любом возможном сознании - в сознании марсианина, червя, существа с фацетными глазами, у которого смена зрительных состояний во времени происходит, видимо, совершенно иначе, непредставимым для нас образом (мы можем знать что-то об этом научно, но модельно представить никогда не сможем).

Тем самым физика скрыто предполагает и реализует постулат независимости сознания от психики. То есть от того, как сознание реализуется в каком-либо естественном аппарате, в естественном виде какой-либо способности какого-то определенного частного наблюдающего и чувствующего существа.

И эта независимость от психики фиксируется Декартом в трансцендентальном представлении "я мыслю" и соответствующим аппаратом "когито", который внутри себя содержит целую концепцию рациональности или рациональных структур в мире и в субъекте.

|< Пред. 170 171 172 173 174 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]