Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 173 из 469



Пока я придерживался феноменальной линии и хочу теперь, проделав круг, завершить ее. Итак, раз мы говорим, что "я" есть модель или наглядная оболочка видимого нами трансцендентального сознания, то тем самым можно, во-первых, утверждать, что психологическое "я" не существует как предмет философии, философия не этим "я" занимается. И все утверждения Декарта, содержащие слово "когито", все его рассуждения о достоверности, об очевидности - они везде имплицируют то "я", о котором говорит философ, а не наше психологическое "я", хотя термины совпадают и не могут не совпадать. И во-вторых, мы ясно понимаем, что нет такого предмета в мире, что это псевдоструктура нашего сознания; трансцендентальное сознание - это одно, а то, что видится и реализуется в терминах "я", - это другое (как и сами эти термины). Вопреки бытующим представлениям, в которых любая традиция европейской философии сводится к субъективности, к центровому "я" как первореальности, здесь вновь тайно, подспудно перекрещиваются пути западной и восточной философии. Нет такого предмета, занимающего место внутри дискретно выделенного тела, оглядываемого нами, где якобы сидит "я". То "я", которое сидит, буддисты, в частности, считали продуктом интерпретации, т.е. продуктом выполнения реализации сознания психикой. И это же лежит в основах европейской философии - в той мере, в какой мы вообще имеем основы. Ибо основы мы должны еще заслужить; имея их, мы живем фактически без них.

|< Пред. 171 172 173 174 175 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]