Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 240 из 469

Говорить чуть ли не о "гармониках" воображения (а воображение у Декарта - "тело" 1) и о том, что то, что эта сила бытия делает, нельзя пытаться сделать, заменить или возместить актом мысли (волепроизвольной и рационально моделирующей). То есть речь не может не идти о том, как эта сила располагается. Для того чтобы действовать, она явно должна располагаться в особом пространстве и времени, где может длиться "настоящий" акт, неотделимо от себя здесь ангажирующий мою жизнь и воспроизводящий себя там (в том числе в других людях, находящихся на больших временных и пространственных отдалениях') - и при том не в последовательности смены состояний, а вложением и взаимопроникновением одного состояния в другое. И тем самым и меня там длящий! Не случайно юноша Декарт в своих записях помечает: "свет познания - жар любви" (и, следовательно, нет разницы между "богом философов" и "богом любви", между "богом философов" и "богом Авраама, Исаака и Иакова"). Такова "физика" этого делания бытием - символа философии и мудрости одновременно.

Действие этой силы - свободно и активно. Декарт все время имеет в виду своего рода адеквацию, которая совершается без участия в ней прикидывающей мысли. Эта адеквация более точна, чем та, которую мы получаем посредством доказательства, рассуждения или дискурсивного мышления, ибо в ней участвует само существование, невербальная деятельность очевидного, "простая интуиция ума", укорененная онтологически. Вспомним снова Декарта: "не могу не знать"; "в момент, когда думаю, убеждаюсь, поскольку воистину думаю, что то, что думаю, доказано и есть именно так".

|< Пред. 238 239 240 241 242 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]