Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 339 из 469

Сознание вводится Декартом таким образом, что выполняется - и физика потом это реально осуществит - постулат независимости сознания от факта реализации его в каком-либо психическом устройстве. Потому что сознание и является тем "элементом" (стихией), из "материи" которого составлены физические законы ("материи" в смысле измерений. как я говорил ранее). И если эти законы составлены из этой материи, то они могут быть всеобщими - т.е. истинными во всяком возможном мире, а не только в том, который является человеческим. Именно эта проблема в действительности интересует Декарта.

Итак, ум одновременно простерт в мир, и он же - начало науки как чего-то такого, что строится субъектом, но строится на определенных началах и исходя из определенных источников. Эти начала и источники, применительно к субъекту, характеризуются нами как интенсивности, как действенности, как качества - но качества в смысле атома, в смысле того, что можно ему приписывать. Получается какая-то странная однородность (так как атомы однородны и различаются лишь формами), - однородность, одновременно представляющая какие-то интенсивности на стороне субъекта.

А на стороне мира мы имеем следующее. Ум, который располагает предметы в мире, располагает их "лучом понимания". Представьте себе, что я уперся пальцем в предмет, сдвинул его и поставил на место. Этот палец - луч понимания: я навожу его на предмет, и, в луче понимания, предмет становится на место. В каком смысле? А в том, что он случается, эмпирически наблюдается в той мере, в какой мы о нем можем что-то сказать; это и есть выполнение предельно понятого в нашем луче понимания.

|< Пред. 337 338 339 340 341 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]