Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 340 из 469

Тем самым я замыкаю все это рассуждение с тем, что я говорил в самом начале прошлой беседы. Там я ссылался на следующее место из декартовского "Трактата о свете"; "Бог единственный творец всех существующих в мире движений, поскольку они вообще существуют и поскольку они прямолинейны". Дальше у него идет рассуждение о том, что реально эти движения являются кривыми, случайными и o.a. Вполне платоновское рассуждение. И затем Декарт пишет: "Точно так же теологи учат нас, что Бог есть творец всех наших действий, поскольку они существуют и поскольку в них есть нечто хорошее (здесь слово "хорошее" просто заменяет слово "прямолинейные" в предшествующей фразе. - М. М), однако различные наклонности наших воль могут сделать эти действия порочными". То есть реально, как они есть, независимо от Бога, вещи и действия - плохие, кривые и o.a. Когда я рассуждал о бытии и небытии, я сказал, что Бог Декарта - да и наш тоже - не видит и не знает небытия. И это очень существенно, потому что метафизика Декарта строится посредством такого обоснования возможности знания, при котором само знание покоится на независимости от незнания. Это одна из самых важных идей у Декарта: когда я нахожусь на прямой мысли, я не могу видеть ложь и не могу ошибаться. Точно так же, как Бог не видит и не знает небытия. Существование зла не есть позитивное явление: оно присутствует лишь там, где нет меня или нет Бога, оно - заполнение "святого места".

|< Пред. 338 339 340 341 342 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]