Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 56 из 469

Это невозможно, потому что это значит, что для него есть что-то, с чем он считается, а, по определению, Бог может считаться только с самим собой. Иначе зачем термин употреблять? В таком случае он был бы излишен. То есть Декарт считал, что нечто истинно не потому, что Бог с необходимостью шел к этому. В Боге, говорил он, нет никакого понятия необходимости. На уровне творения нет законов, ничто не творится по законам. Он шел не потому, что сознавал нечто необходимым, а напротив, нечто стало необходимым потому, что Он шел; нечто стало истинно потому, что Он так поступил, ' нечто стало нужно потому, что Он так сделал. Потом - стало, т.е. на втором шаге.

Следовательно, основное онтологическое переживание - это переживание длительности и второго шага, выражаемого словом "потом", а то, что в промежутке, - punctum cartesianum. То есть зияние длящегося опыта, не имеющего никаких предметов. У Декарта есть два словосочетания, два очень важных слова. Первое - "сейчас" или "теперь, когда". Помните, в "Метафизических размышлениях" постоянно встречается этот временной термин. Итак, первое: "теперь, когда", и второе - "потом", на втором шаге. Он двинулся, и потом возникла необходимость. Всмотритесь, что происходит в сомнении и что становится очевидным и принимается в качестве истины в результате процедуры когито. Мы ведь знаем, что и исходное сомнение, и последующее когитальное перерождение сознания должны приводить нас к аподиктическому, достоверно доказанному, необходимо истинному.

|< Пред. 54 55 56 57 58 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]