Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 57 из 469

Но вот интересная особенность этого "необходимо истинного" у Декарта.

Как известно, существует принятая классификация истин в логике и философии. Есть истины логические или аналитические (в пределе сводимые к тавтологиям) и есть истины эмпирические, истины факта (включая в последние и законы науки, поскольку, кроме своей логической и математической части, они содержат еще и эмпирическую часть). В строгом смысле "необходимыми" считаются только логические истины, все остальные, т.е. эмпирические, или истины факта, являются случайными. Декарт же мыслит вне этой классификации. У него появляется (именно на волне "я мыслю, я существую") вообще радикально новая мысль, все меняющая и до сих пор нас озадачивающая. Он считал, что в строгом смысле необходимыми являются как раз истины факта, а не логические последние лишь возможны или условны, так как описывают только мыслимое, не высказывая никакого необходимого существования. И в этом все дело! Что предполагает, конечно, другое понимание "эмпирии", а не то, что фигурирует в вышеприведенной классификации. Повторяю, необходимыми, согласно Декарту, являются только такие истины, которые завязались (и имплицируются существованием) в "эмпирическом" движении, происходящем в зазоре "punctum cartesianum" и которое я условно назвал "движением Бога". Оно заранее не задано, не может быть предположено или вы-мыслено, а должно состояться де-факто, как то или иное, а потом... А потом - даже существование "я" можно доказать только вместе с существованием Бога и мира.

|< Пред. 55 56 57 58 59 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]