Рыцари церкви. Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов :: Печников Борислав Алексеевич
Страница:
12 из 325
Руководитель ордена цистерцианцев Бернар Клервоский говорил своим монахам:
– Гиппократ и его последователи учат, как сохранить жизнь в этом мире; Христос и его ученики – как её потерять. Кого же из двух вы избираете своим учителем, за кем будете следовать? Не скрывает своего намерения тот, кто станет так рассуждать: такая-то пища вредна глазам, от такой-то происходит боль в голове, в груди или в желудке. Разве вы в евангелиях или у пророков читали об этих различиях? Конечно, нет; плоть и кровь открыли вам эту истину…
– Разве я обещал излагать вам Гиппократа и Галена, – продолжал духовный предтеча военно-монашеских орденов, – или беседовать с вами о школе Эпикура? Я – ученик Христа и говорю с учениками Христа; если я введу сюда чуждое ему учение, то сам согрешу. Эпикур и Гиппократ предпочитают: один – наслаждение плоти, другой – её сохранение; мой Учитель наставляет, как презирать и то, и другое…
Настаивал Бернар и на неукоснительном соблюдении ещё одного монашеского обета – бедности. В одной из своих рождественских проповедей он так объясняет рождение Христа в Вифлееме:
– Может быть, кто-нибудь полагает, что Ему следовало бы избрать для Своего рождения величественный чертог, где Царь Славы был бы принят с великой славою; но не ради этого Христос сошёл со Своего царственного жилища. Богатства и славы на небесах вечное изобилие, но одного там не обреталось – бедности. Зато на земле её было много и слишком много, но человек не знал ей цены.
|< Пред. 10 11 12 13 14 След. >|