Словарь практического психолога   ::   Головин С. Ю.

Страница: 230 из 1708

Невербальная техника предполагает использование либо чрезмерных по силе раздражителей внешних, либо очень слабых, монотонных и ритмических — звуковых, зрительных, тактильных, тепловых и прочих; часто применяется фиксация взора на блестящем объекте, звук метронома, сосредоточение внимания на словах и пассах гипнотизера. Различаются два варианта гипнотизации:

1) императивный, основанный на жестких директивных инструкциях и сильных невербальных стимулах;

2) кооперативный, предполагающий мягкие формы гипнотизации с использованием слабых, «повторяющихся» стимулов и «уговаривающих» словесных внушений. Ритуальные танцы, ритмические звуки музыкальных инструментов и монотонное хоровое пение в ряде культур тоже выполняют роль гипнотизации. Степень гипнотизации субъекта проверяется с помощью специальных тестов — «сцепленных рук», «падения вперед и назад» и пр. Выбор конкретных процедур гипнотизации определяется индивидуальными особенностями гипнотизируемого и гипнотизера, а также целями, кои преследует гипнотический сеанс. Эффект гипнотизации зависит:

1) от податливости, гипнабельности субъекта;

2) от согласования использованных приемов с психофизической организацией гипнотизируемого — преимущественное воздействие на зрение, слух;

3) от отсутствия гипнофобии — боязни быть загипнотизированным.

ГИПНОТИЗМ — общее обозначение совокупности явлений, возникающих при гипнозе. Иногда — синоним понятия гипноз.

|< Пред. 228 229 230 231 232 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]