Страница:
819 из 840
Наука развивается на основе практики, а практика включает в себя науку. Практическое овладение миром неотделимо от его теоретического объяснения. Вспомним Хевисайда. Конечно, «успеха» можно достичь, и не понимая «пищеварения». Но не стоит возводить это в норму, в желанный идеал, как это делает Лем. Чем выше теория, тем легче практике. Это трюизм. Что же касается философского понимания мира, то его роль проявляется не столько в конкретных исследованиях, сколько в эволюции науки «в большом». Вопрос об «онтологическом статусе» научных теорий так или иначе подлежит здесь решению.
Критерии истинности
Выясним наконец, как смотрит Лем на критерии истинности научных теорий. Здесь его взгляды также не страдают излишней последовательностью. В целом он принимает критерий практики, но порой склоняется к прагматизму — прагматизму уже в философском смысле. Так Лем, например, пишет: «Следовательно, он [172] — прагматик, и истинное значит для него то же самое, что и полезное» (гл. V).
Однако нельзя же принимать всерьез этот критерий истинности, предложенный прагматизмом. [173]
Можно лишь улыбнуться вместе с Расселом. Вот его «улыбка»: Если спросить у обыкновенного человека, пил ли он утром кофе, то он постарается это припомнить. Прагматист же попросит «времени на два эксперимента». Сначала он уверит себя в том, что он пил кофе, а затем — в том, что он кофе не пил, и взвесит последствия в каждом из этих случаев.
|< Пред. 817 818 819 820 821 След. >|