Страница:
161 из 166
«Мандала означает круг, более точно – магический круг, и эта символическая форма обнаружена не только на Востоке, но также присуща и нам; мандалы были широко представлены в Средние века. Специфически христианские мандалы пришли из раннего средневековья. Большинство их показывает Христа в центре с четырьмя евангелистами или их символами в частях света... Большей частью формой мандалы является цветок, крест или колесо с отчетливой тенденцией к четверке как основе структуры.» (Юнг К. Г. Тайна золотого цветка. 1945, Р. 96).
«Мандалы... обычно возникают в ситуациях психического замешательства или дезориентации. Вследствие этого архетип представляет констеллированный паттерн порядка, обозначенный крестом или кругом, поделенный на четыре части; этот паттерн наложен на психический хаос так, что содержимое получает место, и барахтающаяся сумятица удерживается сохраняющим кругом... В то же самое время мандалы являются yantras, орудиями, с помощью которых в бытие образуется порядок.» (Юнг К. Г. Цивилизация в пути // CW. Vol. 10).
ПЕРСОНА
По исходной этимологии – маска, носимая актером.
Персона... – система приспособления индивида к чему-либо или способ действия, который он избирает, имея дело с чем-либо во внешнем мире. К примеру, любое призвание или профессия имеют свою собственную характерную персону.
...Опасность лишь в том, что люди становятся идентичными своим персонам: певец – голосу, профессор – собственным учебникам.
...Можно сказать, немного преувеличивая, что персона есть то, чего в действительности нет, но, что она сама, вместе с другими, считает существующим.» (Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное // CW.
|< Пред. 159 160 161 162 163 След. >|