Томас Манн :: Апт С
Страница:
36 из 511
Генрих Гейне, дорогой мой господин доктор, восхищается Наполеоном, несмотря на то, что был по рождению немцем, и восхищается Лютером, несмотря на то, что не был протестантом". Чтобы "реабилитировать" Гейне, доктор Сципио назвал его "добрым человеком". По этому поводу Пауль Томас замечает: "Может быть, я очень не прав, но есть у меня такая привычка - как только услышу выражение "добрый человек", сразу же мысленно перевожу его на французский: un bonhomme" *.
* Простофиля (франц.).
Рецензия кончается саркастическими выводами: "Нет, Генрих Гейне не был "добрым" человеком. Он был только великим человеком... Только!.. Впрочем, статья написана так сухо и чинно, что доктор заслуживает производства в профессора".
Самоутверждение начинается, как мы видим, с резкой полемики, с безоглядного спора, с драки. Юный Томас Манн против обывательски бездуховного подхода к человеку только как к частице государства, против того, чтобы суждение о человеке сводилось к оценке его верноподданнической благонамеренности. Если Гейбель просто оставлял мальчика равнодушным, то доктора Сципио, который подходит с такими мерками к человеку великому, к гениальному поэту, юноша готов отхлестать.
Протест против обывательской ограниченности перерастает, однако, в протест против социальных критериев как таковых. Ограждая Гейне от пошлых, трафаретных оценок, Пауль Томас вообще противопоставляет художника среде, он вырывает его из истории, абсолютизирует его личность.
|< Пред. 34 35 36 37 38 След. >|