Томас Манн   ::   Апт С

Страница: 48 из 511



Провозглашая взамен развенчанной морали аморализм и культ силы, ополчаясь на разум, оперируя такими понятиями, как "сверхчеловек" и "белокурая бестия", эта философия, хотя и проникнутая протестом против лживой морали буржуазного общества и против худосочного, лишенного каких бы то ни было больших, общих идей декадентского искусства, сама была лишена положительной цельной идеи, сама была махровым цветком декаданса, ядовитым цветком, которым - такова уж логика борьбы против разума - и пыталась потом украсить свое звериное обличье самая реакционная идеология мелкой буржуазии - фашистская. На склоне дней, в 1947 году, в статье "Философия Ницше в свете нашего опыта" Томас Манн дал обстоятельный разбор этой философии. В юности, когда "нашего опыта" - мы имеем в виду исторический опыт XX века - еще не было и когда начинающий литератор пробовал свои силы только в беллетристических жанрах, он не мог, естественно, объяснить своего недоверия к рассуждениям Ницше так четко и с такими далеко идущими обобщениями, как в старости. "Я почти ничего не принимал у него на веру, и именно это придавало моей любви к нему полную страсти двуплановость, придавало ей глубину".

Оперируя понятиями: "жизнь", "культура", "сознание", "познание", "искусство", "аристократизм", "мораль", "инстинкт" - и почти отождествляя "культуру" с "жизнью" и с ее "аристократизмом", Ницше противопоставлял "культуре", "искусству", "инстинкту" как враждебные им и разрушительные начала "познание" и "мораль".

|< Пред. 46 47 48 49 50 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]