Томас Манн :: Апт С
Страница:
50 из 511
Для юноши, на чьих глазах рушились устои казавшегося незыблемым бюргерского быта и связанной с ним этики, для юноши, уже успевшего, судя по рассказу "Падение", столкнуться с жестокостью жизни в сфере, которая занимает в сознании людей его возраста особенно большое место, - сфере пола, откровением было уже само это убежденное противопоставление нравственности и высшей, безжалостной, первичной и конечной правоты бытия.
Любовь юноши к философии Ницше была, однако, любовью без доверия. Говоря впоследствии, что "прославление им "жизни" за счет духа, эту лирику, имевшую столь пагубные для немецкого мышления последствия, освоить можно было только одним способом - как иронию", Томас Манн не корректировал своей "внутренней" биографии задним числом, а давал истинную картину своего раннего соприкосновения с Ницше. Об этом свидетельствуют первые новеллы юного писателя, такие, например, как "Маленький господин Фридеман" или "Луизхен", где "жизнь", олицетворяемая жестокой и хищной красавицей госпожой фон Ринлинген или садистски-сладострастной обольстительницей Амрой Якоби, "жизнь", оборачивающаяся для тех, кто влюблен в нее, смертью, предстает в весьма сомнительном свете. Автор глядит на нее не помутневшим от "дионисийского", как выражался Ницше, восторга, а трезвым, оценивающим, скептическим взглядом. Не менее убедительным свидетельством иронического освоения "лирики" Ницше могут служить и рисунки Томаса Манна в "Книге с картинками для благонравных детей", - альбоме, о котором нам еще предстоит рассказать.
|< Пред. 48 49 50 51 52 След. >|