Томас Манн :: Апт С
Страница:
78 из 511
Но, например, письмо сестры Юлии о тетке Элизабет, принесшее богатый живыми подробностями материал, соблазнило автора выдвинуть на первый план еще одну героиню, а это уже значило изменить намеченные пропорции повествования, ввести в него новые, связанные с Тони мотивы и лица, то есть расширить и углубить "предысторию", сделать ее не вспомогательной, а равноценной "истории" частью постройки.
Такие вторжения материала - и житейского, и литературного - в большие общие схемы и в маленькие, конкретные наметки не прекращались, можно сказать, до самого конца работы над "Будденброками". Через два года после того, как легла на бумагу первая страница романа, писалась его десятая, предпоследняя часть, где предстояло умереть Томасу Будденброку. Незадолго до смерти сенатор Будденброк - цитируем роман - "просидел однажды четыре часа кряду, со все возрастающим интересом читая книгу, попавшуюся ему в руки, трудно даже сказать, в результате сознательных поисков или случайно". Эта книга, "Мир как воля и представление" Шопенгауэра, была вложена автором в руки разочарованного, но внутренне еще не готового к смерти героя, и определила его, героя, предсмертные мысли, сладостно-горький итог его жизненного пути, не по заранее продуманному плану. Томас Будденброк познакомился с философией Шопенгауэра только благодаря тому, что как раз на той стадии работы над "Будденброками", когда сенатору предстояло умереть, эта философия поразила и пленила молодого Томаса Манна. "У меня стоит перед глазами, - вспоминал он, - маленькая, на самом верху дома, комната в предместье, где я...
|< Пред. 76 77 78 79 80 След. >|