Виртуализация общества   ::   Иванов Д В

Страница: 32 из 139



[23]

проникли в политическую, экономическую, эстетическую, юридическую практику, превратившись из критики существующего социального порядка в его идеологию, то есть аффирмативный дискурс. Апелляцией к Свободе и Прогрессу стали обосновываться в конечном итоге любые действия в публичной сфере. Священность традиции и авторитета, еще недавно способная интегрировать и мобилизовать общество или по крайней мере значительную его часть и послужившая достаточным основанием для практики контрреволюции во Франции в 1789-1795 гг. и реставрации в Европе в 1815-1820 гг., перестала быть ценностной базой политического и культурного истеблишмента. Мотивом для легитимации теперь являются реализация естественных прав и свобод, улучшение нравов и условий жизни, развитие наук, торговли и ремесел, рост научного знания и образованности. Монархи и их министры, превращая демагогию и реформы в основные инструменты государственной власти, начинают "конкурировать" с революционерами и заговорщиками в деле достижения Свободы и Прогресса, как, например, королева Виктория и Гладстон, Наполеон III (Луи Бонапарт), Вильгельм I и Бисмарк.

Возникновение новых, ныне называемых модернистскими артефактов и социальных технологий одновременно со сдвигом в политической идеологии можно рассматривать как неслучайный параллелизм. Это симптомы общей трансформации культуры, если рассматривать культуру вслед за П. Сорокиным как развивающуюся целостность.

|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]