Виртуализация общества :: Иванов Д В
Страница:
34 из 139
В дискурсе эпохи Модерн опорными становятся такие концепты, как "научно-технический прогресс" и "экономический рост"; "свободный мир" и "прогрессивное человечество"; "свобода творчества", "рост мастерства", "свободное владение техникой" и "прогрессивные методы"; "свобода слова" и "прогрессивные взгляды"; "свободное время" и "рост уровня жизни"; "свободный стиль" и "улучшенный дизайн", и др.
Прогресс и Свобода - референты в одинаковой степени и для истеблишмента и для оппозиции в любой сфере культуры и в любой момент. Это идолы, служению которым посвящены все усилия и достижением которых оправдываются любые действия в современной истории. Свобода и Прогресс вне дискуссий даже для критиков модернистской культуры. Первый в их ряду - Ницше - противопоставлял современной культуре образ сверхчеловека, то есть решением базовых проблем для него по сути являлся прогресс человеческой природы, переход ее на более высокую ступень развития. Одни из последних - теоретики Франкфуртской школы - сетовали на недостаток свободы и уповали на становление нерепрессивной цивилизации. Практическое опровержение существующей культуры, провозглашенное большевиками и нацистами, также велось под лозунгами освобождения (класса, нации, человечества) и во имя прогресса (технического, экономического, социального).
Эту единую логику практически одинаково концептуализировали самые выдающиеся мыслители эпохи модернизации: К. Маркс в концепции овеществления, М. Хайдеггер в концепции превращения мира в картину, П.
|< Пред. 32 33 34 35 36 След. >|