Страница:
394 из 405
На связь с Финикией указывают действия Тала по отношению к чужеземцам, напоминающие обычай человеческих жертвоприношений: медный идол Молоха раскалялся на огне, и на его протянутые руки возлагалась жертва.
{6} Что это позднейшая легенда, видно из сопоставления времени жизни Миноса и Ликурга. Фукидид (35, I, 18) и некоторые позднейшие авторы считали, что Ликург принял критские законы в 819г. до н.э., Эратосфен называл 884 г. до н. э. По Плутарху, его деятельность относилась примерно к 776 г. до н. э. Историк Тимей полагал, что Ликургов было два, а немецкий исследователь Гельцер - что слово "ликург" не имя, а титул жрецов Аполлона в Спарте (85, с. 538, прим. 28; с. 540, прим. 42). Быть может, он основывался при этом на косвенных указаниях Геродота (10, I, 65-66) и Страбона (33, С366), приводивших к выводу, что Ликурговы законы "считались оракулами; был избран целый совет жрецов, чтобы истолковать смысл Ликурговых законов" (85, с. 140). Гелланик Митиленский вообще не упоминал имя Ликурга и сообщал, что государственное устройство дали Спарте Эврисфен и Прокл, а легенду о Ликурге сочинил в IV в. до н. э. спартанский царь Павсаний, изгнанный из отечества. Связь критского и спартанского государственного устройства усматривалась, между прочим, в том, что в обоих государствах было по 100 городов или округов - число, по-видимому, искусственно поддерживавшееся постоянным (ср.: 9, III, 106; 11а, II, 649; 33, С362). Отсюда будто бы произошел обычай гекатомбы - жертвы из 100 быков, по одному от каждого города. Далее Страбон приводит мнение Эфора о том, что Ликург был на 5 поколений моложе Алтемена, внука Миноса (33, С481). Как видим, вопрос этот запутан не меньше, чем вопрос о личности Миноса.
|< Пред. 392 393 394 395 396 След. >|