Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности   ::   Фуко Мишель

Страница: 447 из 530

306* {i}-{/i} у древних греков означало собственно: "дела Афродиты", "любовные дела", "утехи", "наслаждения". Фуко подчеркивает, что греческие и наши "сексуальность" и "плоть" - это не просто разные по содержанию понятия, но понятия, которые апеллируют к различным по {i}типу реальностям{/i} и имеют, в соответствующих системах морали и знания, совершенно различные {i}функции.{/i} Именно это различие "понятийных ансамблей", отмечает Фуко, и делает невозможным точный перевод этого слова. Греческое понятие характеризуется "динамической", по выражению Фуко, связью актов, желания и удовольствия: {i}-{/i} это "акты, требуемые природой, связываемые ею с интенсивным удовольствием, акты, к которым она влечет с силой, всегда склонной к чрезмерности и бунту" ({i}L'Usage des plaisirs,{/i} p.105). Именно это единство и выступает для греков, отмечает Фуко, в качестве "этической субстанции" морального отношения. Для христиан же такой субстанцией оказывается единство совершенно другого рода - "плоть". Наконец, собственно "сексуальность" - это уже этическая субстанция третьего вида. И для "плоти", и для "сексуальности" характерна диссоциация прежнего единства "акты-желание-удовольствие": "желание" становится чем-то

{i}385{/i}

греховным, "удовольствие" - нежелательным и так далее. Различия касаются так же и {i}способов субьективации,{/i} которые предполагаются в каждом случае. См. об этом, к примеру, в "По поводу генеалогии этики..." ({i}Dits et eс-rits,{/i} t.IV, pp.395-397).

с.306** Этим основным "осям опыта" соответствуют и главы книги со второй по пятую: II - "Диететика", III - "Экономика", IV - "Эротика", V "И

|< Пред. 445 446 447 448 449 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]